Экономическое преобразование России-стр.141

Таблица 4.14. Государственный долг России и расходы на выплату процентов и погашение (млн р.)

Годы

Государственный долг

Чистый доход государственной сети

Сальдо казны

В обращении на 31 декабря

Кредиты, включенные в бюджет на обслуживание долга

1908

8851

397,6

132,0

265,6

1909

9054

395,0

185,0

210,0

1910

9030

409,0

237,5

171,5

1911

8950

399,3

302,5

96,8

Таким образом, мы приходим к выводу, что благодаря росту чистого дохода от государственной сети, достигнутому с 1908 по 1911г. включительно, финансовая стоимость этой сети, капитализированная исходя из суммы, потраченной государством на обслуживание государственного долга, составляла 18080 млн фр., или 75,7% государственного долга России, который на конец 1911 г. достиг суммы 23866 млн фр.

13. Общая картина

Рискуя повториться еще раз, скажу, что в последние несколько лет в эксплуатации российских железных дорог достигнуты очень серьезные успехи, будь то дороги, принадлежащие частным обществам, или государственная сеть, ибо управляющие российскими железными дорогами имеют в своем распоряжении те средства, которых нет у нас во Франции.

Так, например, частные общества и государство, достигнув усовершенствования оборудования и повышения скорости пассажирских поездов (что повлекло за собой некоторое увеличение расходов), добились повышения пассажирских тарифов с начала 1913 г. Железнодорожные тарифы на государственных и на частных линиях одинаковы, что, между прочим, устраняет конкуренцию. Тарифы дифференцированы и понижаются пропорционально расстоянию. Пассажир 1-го класса, который некогда платил 3,6 к. (0,096 фр.) на версту в 100-верст-ной зоне, 3,3 к. в 200-верстной зоне и 3 к. в 300-верстной, сегодня платит на версту соответственно 3,75 к., 3,5 к. и 3,2 к. Но эти цены, несмотря на их рост, остаются ниже французских.