Экономическое преобразование России-стр.138

финансовых результатов деятельности любого предприятия: чтобы определить реальные результаты эксплуатации государственной сети, необходимо также учитывать выплаты по процентам и амортизационные отчисления, связанные со строительством и использованием эксплуатируемых линий, пусть даже эти суммы были предоставлены государственной казной.

В нашем случае капиталы, предоставленные государством на расходы на строительство, и выплаты по процентам происходят из двух источников:

1.    Выпуск ценных бумаг (государством или частными обществами, у которых оно выкупило линии) на внутреннем или на внешних рынках.

2.    Отчисления из казенных фондов.

На протяжении двадцати лет эти отчисления почти полностью осуществлялись за счет обыкновенных статей бюджета, но необходимо, тем не менее, отдавать отчет в том, что источник этих капиталов, по сути, — займы у населения.

Размеры процентных выплат и амортизации капиталов, полученных путем выпуска облигаций и государственных ценных бумаг, легко рассчитать, поскольку они составляют одну из статей государственного долга. Что касается отчислений из казны, Государственный контроль каждый год заносит в дебет теоретическую сумму из расчета 4,5% от всех капиталов, задействованных в государственной сети.

Эта бухгалтерия напоминает ту, которой пользуется французское государство в отношении ссуд, выдаваемых нашим железнодорожным компаниям в форме гарантий прибыли: с той, однако, разницей, что чисто условные ежегодные выплаты, которые Государственный контроль заносит в дебет российской государственной железнодорожной сети, не фигурируют в кредите казны и никогда не упоминаются в государственном бюджете. Данные, содержащиеся в «Объяснительной записке» 1913 г., позволяют мне свести их в следующую таблицу (табл. 4.12).