Экономическое преобразование России-стр.137

И вот тому доказательство, взятое из росписи государственных доходов и расходов на 1913 г., представленной Государственной Думе г-ном Коковцовым, председателем Совета министров и министром финансов России (табл. 4.11).

Как показывает таблица, эксплуатационные расходы постоянно уменьшались, хотя валовой доход все время рос. Следствием этих тенденций стало то, что коэффициент эксплуатации в 1908-1911 гг. снизился с 77% до 59%, а чистый доход, напротив, вырос с 352 до 807 млн фр.

Но тут встает первый вопрос: был ли этот чистый доход, пусть даже очень значительный, достаточным для того, чтобы окупить капитал, вложенный в государственную сеть?

Эксплуатационные расходы — не единственные, которые необходимо вычитать из валового дохода для определения действительных

Таблица 4.11. Итоговые результаты эксплуатации железных дорог, принадлежащих российскому государству* (млн р.)

Годы

Валовой доход

Эксплуатационные расходы

Чистый доход

Коэффициент эксплуатации, %

1908

577,9

445,9

132,0

11

1909

620,2

435,2

185,0

70

1910

667,9

430,4

237,5

64

1911

731,5

429,0

302,5

59

* В «Объяснительной записке» (с. 212-217) поясняется, что эти цифры не совпадают с данными Государственного управления железных дорог, поскольку доходы и расходы на соответствующий финансовый год рассчитываются бухгалтерией различных линий, как если бы они целиком имели место на момент закрытия финансового года, в то время как некоторые доходы — например, обусловленные усилиями государства — не вносятся в казну или фиксируются лишь постфактум. Проходят месяцы, если не годы, прежде чем некоторые доходы, как то: на мебель, материалы, отделку — окончательно вносятся в соответствующую графу. Напротив, счета казны и бюджетные счета, которыми занимается Госконтроль, содержат лишь суммы, которые действительно были оприходованы государственной сетью с 1 января по 31 декабря того или иного финансового года. К тому же, в эксплуатационных счетах сети не содержатся некоторые доходы, которые казна, тем не менее, учитывает: например, 15-процентный налог на железнодорожные билеты, оплата провозки багажа и грузов, перевозимых ускоренным способом (более 50 млн фр. на 1911г.). Напротив, расходы сети не включают в себя вознаграждения персоналу, пенсии и пособия, технический надзор и т.д. (около 37 млн фр. на 1911 г.), расходы, которые казна должна впоследствии вычесть из прибавочного продукта. Цифры таблицы, приведенные г-ном Коковцовым, являются результатом этих уточнений, прибавлений и вычитаний: таким образом, мы можем рассматривать их с финансовой точки зрения как абсолютно точные.