Экономическое преобразование России-стр.136

Затем явится следующий период мобилизации: передвижение войск к границе. Позвольте по поводу этого периода представить лишь следующие данные. К западной границе, от нижнего Немана до Дуная (2600 вер.), выходит 13 наших ж.-д. линий (всего 18 колей), причем из внутренних областей идет всего лишь 9 линий. А у наших соседей на ту же границу выходит 32 линии (36 колей), т.е. вдвое больше. Количество паровозов у соседей на версту дороги значительно больше, нежели у нас. Наши воинские поезда вследствие ма-лосильности паровозов не могут быть доведены до размера свыше 70 осей, а на германских дорогах они доходят до 100 осей. В результате наши соседи сосредоточатся на границе по крайней мере недели на две ранее нас. Вы, конечно, легко себе представляете, что может произойти за эти две недели».

Надо думать, что идеи графа Витте разделял его преемник г-н Столыпин, так же, безусловно, как и г-н Коковцов, нынешний глава правительства, и сам император. Действительно, с 1910 г., и особенно после прихода к власти г-на Коковцова (сентябрь 1911 г.), строительству железных дорог был придан новый импульс. Сейчас строится или уступлено в концессию более 7 000 верст, и я полагаю, что доля стратегических линий в этой цифре как минимум не меньше той, которую указывал граф Витте на период 1889-1904 годов.

12. Нынешнее финансовое положение государственной сети железных дорог

Мы видели, что эксплуатация государственных железных дорог в настоящее время приносит казне очень значительную прибыль. Эта прибыль, которая идет в статью доходов государства, так же как и прибыль от винной монополии или от почт и телеграфов, стала еще более значительной благодаря последовательному снижению эксплуатационных расходов, которого государственной администрации удалось добиться с 1 января 1908г. по 31 декабря 1911г., не смотря на резкий рост грузо- и пассажирооборота в течение этих четырех финансовых лет.