Экономическое преобразование России-стр.135

Указывая на этот чрезвычайно важный факт, весьма влияющий на доходность сети, я далек от мысли полагать, что он представляет явление неправильное. Напротив того, я думаю, что это явление нормальное и для блага государства, к сожалению, неизбежное. Только те сооружения, вынужденные стратегическими соображениями, я признал бы непроизводительными, которые в ту пору, когда, если чего Боже сохрани, им придется себя оправдать, окажутся бесцельными, несоответствеными, а может быть, и вредными.

С 1889 г. по 1904 г. в Европейской России было разрешено к постройке и осуществлению 26417 вер. ж. дорог. Из них я насчитал несомненно стратегических 6108 вер., т.е. 23,1%, а политического значения, как, например, дорога в Астрахань, — 14,5%. Исчисляя дефициты, которые дают или давали эти стратегические или политические линии, становится очевидно, что если бы эти линии не строились, то настолько же уменьшилась бы и общая ж.-д. дефицитность, и это уменьшение было бы весьма существенное».

Но прежде чем прийти к этому выводу, граф Витте приводит некоторые данные, которые я счел полезным здесь воспроизвести: «Известно, что в настоящее время жел. дороги в случае войны могут иногда заменить не только укрепления, но и недостаток живой военной силы. Покуда воздухоплавание будет составлять предмет спора, жел. дор. будут служить главнейшим фактором войны, в особенности в первый ее период, а этот период является наиболее реши тельным и, может быть, роковым. Мы имеем в Европейской России на 1000 кв. верст И верст ж.-д. пути, на 100т. жителей 40 вер. Германия на 1000 кв. верст имеет 111 вер., на 100т. жит. 94 вер. Австро-Венгрия на 1000 кв. вер. 63 вер., а на 100т. жит. 80 вер. То есть густота германской сети в отношении площади территории в И раз больше, а австро-венгерская — в 6 раз больше, чем наша. При таких условиях, и имея в виду сравнительную громадность наших пространств, не говоря о других неблагоприятных условиях, вы можете себе представить, насколько мы опаздываем в первом фазисе мобилизации войск, т. е. военного укомплектования их на местах.