Экономическое преобразование России-стр.134

Граф Витте, отец Конституции 1905 г., бывший премьер-министр, сыгравший столь значительную роль в вопросе о железных дорогах, сумел ответить на нападки противников этатизма, которых не устраивали бреши, проделываемые на протяжении 15 лет железными дорогами в государственном бюджете.

В своей речи в апреле 1910 г. граф Витте, констатируя, что после долгих лет дефицита российские железные дороги (исключая Общество КВЖД) в 1895-1900гг. начали, наконец, давать казне прибыль, признал, что с 1901г. вновь вернулась эпоха дефицита. Каковы причины этого изменения? Главной, если верить графу Витте, оставалось значительное число верст стратегических дорог, которые предстояло построить России.

«Будет весьма естественно, — говорил он, — что дороги, которые строились по целям политическим, и в особенности стратегическим, будут давать дефицит, ибо никто не рассчитывал, чтобы эти дороги, в особенности в первые годы и даже десятки лет, давали прибыль. В тех странах, а Россия в этом отношении стоит на первом месте, где военным и политическим мотивам в ж.-д. деле дается преимущественное значение, подчиняющее себе все прочие соображения, естественно, что не только строятся дороги стратегические, заведомо в ближайшем будущем малодоходные или бездоходные, но, кроме того, все ж.-д. строительство и эксплуатация во всей их совокупности находятся под главенствующей идеей удовлетворения военным нуждам. Соответственно этому стратегические соображения, в особенности с конца прошлого столетия, когда наша ж.-д. сеть вышла из дефицита, заявили свои права с особой энергией и настоятельностью... В силу тех же стратегических соображений сооружались на существовавших ранее жел. дор. вторые пути, новые станции, воинские продовольственные пункты и другие сооружения, которые коммерческими и экономическими мотивами или совсем не вызывались, или не вызывались в то время, когда сооружения эти возводились.