Экономическое преобразование России-стр.132

В силу обстоятельств, о которых я уже упоминал, сначала преобладание получил этатистский подход под тем предлогом, что он более отвечает защите национальных интересов. Затем предпочтение отдавали частным обществам, которые, как считалось, управляются с меньшим произволом и требуют меньше общественных средств, чем государственные железные дороги. Наконец, вновь вернулись к этатизму: вопросы, касающиеся национальной обороны, встали перед Россией настолько серьезно, что там осознали, что проблема стратегических железных дорог и быстрой военной мобилизации может быть разрешена только государством.

Истина, тем не менее, как кажется, находится посередине, в рациональном применении обоих принципов, в предоставлении государству права на строительство и эксплуатацию некоторых важных магистралей государственного значения, приграничных линий и линий, носящих исключительно стратегический характер, и в передаче частным обществам линий местного или экономического значения, предназначенных для того, чтобы вдохнуть жизнь в те части метрополии или Азии, которые до сих пор лишены железных дорог, либо связать с общей сетью некоторые центры сельскохозяйственного производства или добывающей промышленности, испытывающие недостаток средств сообщения.

Благодаря именно этому принципу России, несмотря на относительную слабость своего кредита, удалось в 1895-1903гг. построить 21957 верст новых железных дорог.

В следующей таблице приводятся детальные данные о постройке новых линий в 1895-1903гг. в Российской империи и рассматривается вклад, сделанный в эти годы государством и частными компаниями (табл. 4.10): отметим, что из И 653 верст новых линий, построенных в Европе частными обществами, 9738 относятся к старым компаниям, финансовое положение которых позволяло приобрести необходимый капитал на условиях, выгодных государству.