Экономическое преобразование России-стр.129

В разделе А приводятся показатели чистого дохода от эксплуатации государственных железных дорог за три трехлетних периода — 1898-1899-1900гг. и 1908-1909-1910гг. и отдельно за 1900 и 1910 гг. Несмотря на огромный рост валового дохода, средний чистый доход за два рассматриваемых периода увеличился незначительно, поскольку расходы росли гораздо быстрее. Но если вместо рассмотрения средних значений за трехлетние периоды мы сравним отдельно 1900 и 1910 гг., то придем к выводу (как и в случае с изучением эксплуатации государственной сети), что чистый доход за последний год значительно увеличился благодаря росту валового дохода и уменьшению эксплуатационных расходов.

В разделе Б приводятся, во-первых, суммы, которые государство получило от частных обществ, будь то выплаты по гарантированным им займам, погашение которых предусмотрено в статье обслуживания государственного долга, или доля государства в прибылях от линий, отданных в концессию. Во второй строчке, напротив, приводятся авансы, которые казна выдала частным обществам, будь то в виде собственно гарантий прибыли или в форме выплат по акциям и облигациям линий, включенных в государственную сеть, расчеты по выкупным платежам которых еще не завершены.

В разделе В представлены доходы от налога на скорость, которые государство получает от частных обществ, и расходы на контрольные издержки, в которые государству обходится наблюдение за эксплуатацией железных дорог вышеупомянутыми обществами.

В первой строке раздела Г суммируются прибыли, которые приносят казне предыдущие три отделения, но во второй представлены твердые отчисления, которые необходимо вычесть из этих прибылей. В твердые отчисления включены выплаты по процентам и погашение любого рода облигаций, выпускаемых государством как для собственной сети, так и для сетей частных обществ. Они прописаны в росписи расходов государства в строке государственного долга.