Экономическое преобразование России-стр.128

Это результат того, что такие линии часто находятся в предместьях крупных городов и выигрывают от их близости, но я не знаком с финансовыми результатами их эксплуатации, поскольку официальной статистики по этому поводу не существует. Предыдущие данные взяты из технических изданий. Из них же известно, что коэффициент эксплуатации колеблется в пределах 75-82%.

10. Влияние эксплуатации российских железных дорог на бюджет государства

Из-за финансовых гарантий, предоставляемых обществам в различных формах, которые я уже упоминал, и погашения ссуд на строительство самой государственной сети российское казначейство зачастую играло значительную роль в эксплуатации железных дорог.

Цифры нижеприведенной табл. 4.8, взятые из таблицы, приложенной к бюджету 1912 г., дают примерное представление о финан-

Таблица 4.8. Расходы и доходы российского государственного бюджета, касающиеся железных дорог (тыс. р.)

Статья

Среднее ежегодное значение для периодов

Годы

1898-

1899-1900

1908-

1909-1910

1900

1910

А. Результаты эксплуатации государственной сети

Валовой доход

352465

568792

361659

625917

Расходы

214022

429571

237074

432960

Чистый доход

+138443

+139221

+124585

+192957

Б. Гарантийные счета

Выплаченные обществами

12577

17132

12289

25558

Выданные обществам

2772

30235

5990

19766

Сальдо казны

+9805

-13103

+6299

+5792

В. Налог на скорость

12570

22585

13723

24533

Расходы на контроль

3659

3786

3868

3797

Сальдо казны

+8911

+18799

+9855

+20736

Г. Всего доходов

157159

144917

140739

219485

Твердые отчисления

114727

136607

112264

137781

Сальдо казны

+42432

+8310

+28475

+81704

Д. Новые работы на существующих линиях и покупка нового оборудования

85204

70131

90168

65307

За вычетом сальдо

42432

8310

28475

81704

Остается в качестве излишка или дефицита

-42772

-61821

-61693

+16397

совых взаимоотношениях государства и частных обществ, но они основаны на специальных данных и не совпадают ни с цифрами частных обществ, ни со статистикой министерства путей сообщения; я, тем не менее, их привожу, поскольку, ни в чем не противореча моим предыдущим объяснениям, они дают достаточно полное представление о влиянии эксплуатации российских железных дорог на государственный бюджет.