Экономическое преобразование России-стр.127

Развитие сети местного значения на 31 декабря каждого года было следующим: 1892 г. — 32 версты; 1894 г. — 68 верст; 1897 г. — 416 верст; 1900г. — 1136 верст; 1903г. — 1973 версты; 1906г. — 2156 верст; 1909г. — 2186 верст; 1912г. — 2257 верст.

В период 1909-1912 гг. рост протяженности был более интенсивным, чем это отображено выше, потому что 112 верст линий, принадлежавших большей частью Обществу Волго-Бугульминской железной дороги, стали частью сети государственного значения.

Расходы на строительство сети местного значения достигли, согласно официальной статистике за 1908 г. (последние опубликованные данные), 59935 тыс. р., что соответствует среднему значению 27500 р. на версту (68815 фр. на километр).

Стоит добавить, что большая часть линий местного значения проходит через области, лишенные других видов транспорта, что их колея равна 0,75 м, а оснащение крайне скудно.

Нижеприведенная таблица содержит сведения, которые мне удалось собрать о результатах эксплуатации всех этих линий:

Таблица 4.7. Российские железные дороги местного значения

Результаты эксплуатации

Статья

Среднее ежегодное значение для периодов

Годы

1900-1901-

1902

1910-1911-

1912

1902

1912

Эксплуатируемая протяженность (верст)

1416

2070

1783

2117

Валовой доход (тыс. р.)

3311

8264

4273

8768

Доход на версту (р.)

2338

3992

2397

4142

Перевезенных пассажиров (тыс. чел.)

3780

14021

5337

15023

Пассажиров, перевезенных на версту (чел.)

2669

6773

2993

7096

Перевезенных товаров (тыс. пудов)

70270

167952

90591

178608

Товаров, перевезенных на версту (пудов)

49626

81136

50808

84368

Эта таблица позволяет констатировать, что пассажиро- и грузооборот и валовой доход линий местного значения рос более быстрыми темпами, чем у сети, находящейся в ведении государства и частных обществ.