Экономическое преобразование России-стр.126

1)    Оренбург — Ташкент (через северо-восточную оконечность Аральского моря)    1736

2)    К восточному побережью Каспийского моря,

Баку — Красноводск (на судах)

Красноводск — Ташкент    1748

Мерв — Кушка    294

Черняево — Андижан    306

Итого    4084

Общий итог    10394 (против 9319 в 1911г.)

От этих линий, которые можно рассматривать, как основные магистрали, вскоре отойдут ответвления, второстепенные линии, уже отдаваемые в концессии, которые распространятся по южной Сибири и центру Туркестана.

Одним словом, в Санкт-Петербурге и Москве сейчас полагают, что через семь-восемь лет протяженность сети в Азиатской России достигнет 15-16 тыс. верст и что чистой прибыли от нее будет достаточно, чтобы покрыть все расходы на строительство.

9. Железные дороги местного значения

Первый документ, касающийся железных дорог местного значения, который есть в нашем распоряжении, — официальная статистика на 1892 г. По этому документу, протяженность линий местного значения на тот период равнялась 57 верстам14, включая 25 верст Петербургско-Царскосельской железной дороги: колея этой самой старой из всех российских железных дорог равнялась 1,6 м. Она почти исключительно занималась пассажирскими перевозками; в более поздних статистических сборниках она фигурирует в числе железных дорог то местного, то государственного значения; в 1899 г. была приобретена Обществом Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги и с тех пор окончательно стала частью сети государственного значения.

Другой линией местного значения, фигурирующей в статистике за 1892 г., является линия Санкт-Петербург — Ириновка (32 версты); ширина ее колеи составляла всего 0,75 м.