Экономическое преобразование России-стр.124

Б. Азиатская сеть

В 1897г., т.е. на начало рассматриваемого периода, эту сеть едва начали вводить в эксплуатацию. Ее протяженность составляла всего 1415 верст, в которые входили участки Закаспийской, Сибирской железных дорог и Уссурийской линии. Лишь с 1902 г. эти крупные азиатские линии были окончательно открыты и начали эксплуатироваться; таким образом, период 1897-1901 гг. по определению был убыточным.

В период 1907-1911 гг. речь, напротив, шла уже о завершенной и однородной сети. Но на первые годы этого периода серьезно повлияли последствия русско-японской войны и политических событий 1905 г.; только в два последних года наблюдалась значительная чистая прибыль.

В 1897 г. на эксплуатируемых участках (1415 верст) средний валовой доход на версту составлял всего 4878 р.; в 1911г. он достиг для всех сетей, протяженность которых равнялась 9319 верстам, среднего значения 10030 р.13, т.е. почти той же цифры дохода, которую получили все семь крупных обществ (10603 р. на версту).

Пассажирооборот азиатской сети в относительном значении важнее грузооборота; в 1909 г. средняя интенсивность пассажирооборо-

Таблица 4.6. Перевозки и эксплуатация российских государственных железных дорог

Азиатская сеть

Финансовые годы

Перевозки

Итоги эксплуатации (тыс. кредитных р.)

Средняя протя

женность

(верст)

Количество перевезенных пассажиров (тыс. чел.)

Количество перевезенных товаров (тыс. пудов)

Валовой доход

Расходы

Чистая прибыль

1897

1415

263

16660

6903

4533

+2370

1898

4597

1294

64774

20043

20984

-941

1899

5701

1584

80269

24528

26122

-1594

1900

6848

2148

93230

31754

33776

-2022

1901

7476

2813

127357

40616

45413

-4797

В среднем за пятилетку

5207

1620

76458

24679

26166

-1397

В среднем на версту

_

311 чел.

14684 пуда

4757 р.

5025 р.

-268 р.

1907

9300

5578

319628

82999

104675

-21676

1908

9281

7768

328400

84557

100044

-15487

1909

9279

10372

410669

86710

93596

-6886

1910

9295

9692

395203

86244

77189

+9055

1911

9319

10918

443584

93463

77161

+15702

В среднем за пятилетку

9295

8866

379497

86795

90653

-3858

В среднем на версту

_

954 чел.

40828 пудов

9338 р.

9753 р.

-415 р.

та уже составляла 380 тыс. пассажиро-верст, превосходя показатели европейской государственной сети; эта разница должна была еще более увеличиться в 1910 и 1911 гг., но государство еще не опубликовало данные по эксплуатации своей азиатской сети за 1910 год.