Экономическое преобразование России-стр.123

ального порядка, которых удалось избежать частным акционерным обществам.

Но я должен, тем не менее, констатировать, что государственной администрации за 4 года удалось овладеть ситуацией и с энергией, которой, возможно, не встретишь в других странах, взяться за сокращение эксплуатационных расходов. С 391800 тыс. р. в 1908 г. они уменьшились до 343900 тыс. р. в 1911г., несмотря на рост в те же годы валового дохода с 501,5 млн р. до 597 млн р.

В результате коэффициент эксплуатации последовательно сокращался с 78% в 1908г. до 71% в 1909г., до 63% в 1910 г. и до 57,6% в 1911г., т.е. до уровня ниже, чем в 1897г., когда он равнялся 59%.

Таблица 4.5. Сравнительные итоги эксплуатации железных дорог государством и частными обществами (среднегодовые данные за период)

В среднем на версту

Частные компании

Государство

1897-

1901

1907-

1911

Прирост в 1907-1911,%

1897-

1901

1907-

1911

Прирост в 1907-1911,%

Перевезенных пассажиров

1625

2479

53

2463

3771

53

Перевезенных грузов (тыс. пудов)

143

172

20

183

229

25

Валовой доход (р.)

10489

14767

41

14208

17315

22

Расходы (р.)

6563

9199

40

8794

11899

35

Чистая прибыль (р.)

3926

5568

42

5414

5416

0

Частные общества последовали примеру государства: в течение того же периода их коэффициент эксплуатации уменьшался с 69% в 1908 г. до 61% в 1909 г., 60% в 1910 г. и 55% в 1911 году.