Экономическое преобразование России-стр.121

Можно констатировать, что на период 1897-1901 гг. излишек прибыли в среднем составлял лишь 586 р. на эксплуатируемую версту; на период 1907-1911 гг. он же, несмотря на рост, достиг лишь 1200 р. на версту, но необходимо иметь в виду тот факт, что в 1907-1908 гг. Россия еще не оправилась от последствий революционного кризиса и баланс почти всех акционерных обществ сводился с серьезным дефицитом; в 1911г., напротив, излишек чистой прибыли, не считая расходов на выплаты по займам, достиг в целом для семи крупных обществ 55642 тыс. р., или 3190 р. на версту.

Из этой суммы в 55642 тыс. р. 9585 тыс. р. были уплачены государству в счет гарантийного долга, а 22086 тыс. р. — выплачены в качестве доли прибыли. Таким образом, в распоряжении обществ для выплат по акциям и в качестве резерва осталось 23971 тыс. р.

В течение 1911 финансового года только общество Рязанско-Уральской железной дороги запросило у государства гарантий на сумму 652 тыс. р.

8. Железные дороги, эксплуатируемые государством

А. Европейская сеть

Сеть железных дорог, эксплуатируемых в Европе российским государством, составляла в течение пятилетнего периода 1897-1901 гг. в среднем 24294 версты. Это среднее значение в период 1907-1911 гг. выросло до 32 129 верст.

Как и в случае с частными обществами, перевозки в европейские части страны, осуществляемые государством, очень серьезно выросли между двумя наблюдаемыми периодами, поскольку среднегодовое количество пассажиров на версту увеличилось с 2463 чел. в первый период до 3771 чел. во второй, или на 53%; что касается товаров, количество пудов на версту между теми же периодами увеличилось со 182844 до 228858, или на 25%.

Стоит отметить, что, в то время как частные общества увеличили валовой доход на 41 %, а расходы на эксплуатацию на 40%, средний валовой доход на версту государственной сети увеличился с 14208 р. до 17315 р., т.е. всего на 22%, а расходы выросли на 35%.