Экономическое преобразование России-стр.120

То же касается грузооборота. Количество пудов12, перевезенных на все расстояния, составлявшее лишь 1960 млн для периода 1897— 1901 гг., равнялось 2 981 млн для периода 1907-1911 гг., и между двумя периодами показатель пудо-верст вырос с 454 795 млн до 812 437 млн. Из расчета на одну версту он с 35 млн поднялся до 47 млн, т.е. увеличился на 12 млн пудо-верст, или на 34%.

Таким образом, между двумя рассматриваемыми периодами железнодорожные перевозки семи крупных компаний значительно выросли. А теперь выясним, в какой степени этот рост повлиял на финансовые показатели упомянутых обществ, взятых в совокупности.

Мы находим здесь доказательство улучшения, достигнутого в эксплуатации железных дорог семью обществами между периодами 1897-1901 гг. и 1907-1911 гг. Учитывая только средние результаты на версту, данная таблица показывает, что между двумя периодами валовой доход на эксплуатируемую версту вырос на 4278 р., или на 41%; эксплуатационные расходы — на 2636 р., или на 40%; чистая прибыль — на 1642 р., или на 42 %; излишек прибылей (за вычетом расходов на выплату долгов и займов) вырос на 614 р. на эксплуатируемую версту, или на 105%.

Эксплуатационные расходы составляли только 58% от валового дохода в 1897 г.; они росли почти постоянно до 1901г., когда достигли 66%. Во время русско-японской войны и последовавших за ней политических волнений уменьшение пассажирских перевозок повлекло рост коэффициента эксплуатации, достигшего в 1907 г. 73%; затем, напротив, благодаря быстрому росту грузо- и пассажиро-оборота коэффициент эксплуатации снизился и на 1911г. составлял лишь 56%, т.е. был ниже, чем на начало рассматриваемого периода.

Я привел в последней колонке предыдущей таблицы данные чистой прибыли, не считая расходов на выплату по займам; цифры были взяты из усредненного значения счетов всех рассматриваемых обществ.