Экономическое преобразование России-стр.116

2    В 1900г., поскольку государство выкупило 2 150 верст частных линий, данные счетов полностью или частично выкупленных компанией являются неполными.

3    Последний финансовый год, по которому приводятся официальные данные о расходах на строительство железных дорог.

Согласно таблице, расходы на строительство частных железных дорог уступали расходам на строительство государственных. Но необходимо принимать во внимание то, что пропорция двухпутных линий для казенных дорог (28% от общей протяженности) в 2 раза превышала пропорцию для частных сетей (13% от общей протяженности).

К концу 1908 г. официальные данные расходов на строительство железнодорожной сети России протяженностью 60357 верст, или 64400 км (как государственных, так и частных обществ), достигли суммы 6560,854 млн р., или 17 517 млн фр. из расчета рубль за 2,6666 фр., согласно денежной реформе 1896г.: это приблизительно 272 тыс. фр. на километр.

Если мы предположим, что 2419 верст, или 2581км, на которые увеличилась железнодорожная сеть России с 31 декабря 1908 г. по

31 декабря 1912 г. (1503 версты для казенных железных дорог и 916 для частных), финансировались, исходя из цифр средних расходов на строительство на 1908г., то получим итоговое значение 17517 + 702 = 18219 млн фр. на 66891км сетей, находящихся в экс плуатации. Но можно быть уверенным в том, что реальные расходы государства и частных компаний (как тех, которые существуют до сих пор, так и тех, что прекратили свое существование с 1842 г.) значительно превысили цифру 18219 млн фр., поскольку, что касается государства, например, дополнительные выплаты и дефицит эксплуатации большого количества линий, построенных им, не включены в итоговую сумму, тем более что многие расходы, рассматриваемые как расходы на эксплуатацию (в т.ч. улучшение дорог, вокзальных зданий, оборудования), включались в обычные статьи бюджета.