Экономическое преобразование России-стр.114

5.    Общество Юго-Западной железной дороги было основано в 1893 г. путем слияния обществ Козловско-Воронежско-Ростовской железной дороги и железной дороги Грязи — Царицын общей протяженностью 1367 верст; одновременно оно взяло в аренду казенные линии протяженностью 665 верст; наконец, с 1893 г. получило многочисленные концессии на новые линии и в настоящее время эксплуатирует 3 244 версты.

6.    Общество Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги эксплуатировало в 1869-1895гг. только линию Рыбинск — Бологое (280 верст); в 1895 г. оно получило от государства концессию на линию Бологое — Псков (336 верст) и право на эксплуатацию Новгородской железной дороги (156 верст). В 1897 г. получило новую концессию; в 1899 г. ему было разрешено выкупить Царскосельскую линию. В настоящее время оно эксплуатирует сеть протяженностью 2446 верст.

Вплоть до последних лет шесть обществ, о происхождении которых я только что кратко рассказал, и Общество Варшавско-Венской железной дороги (выкупленное государством с 1 января 1912 г.) эксплуатировали 97 % сети российских железных дорог государственного значения, принадлежавших частным обществам.

Их доля впоследствии начала снижаться, ибо с 1908 г. российское правительство, как я уже упоминал, уступило довольно значительное количество линий новым обществам; большая часть этих линий еще не введена в эксплуатацию.

Я говорил выше, что в 1890 г. в казенном ведении находилось 29% железнодорожной сети; впоследствии в результате многочисленных выкупов, осуществленных в 1891-1901 гг., и активного строительства государством новых линий, особенно в Азии, доля государства к 1900 г. достигла 69,6% общей сети железных дорог государственного значения.