Экономическое преобразование России-стр.112

В 1891-1901 гг. государство продолжило политику выкупа; оно выкупило у частных компаний 15314 верст, в т.ч. сеть Главного общества российских железных дорог (1894) и сеть Юго-западных железных дорог (1895). Всего с 1891 по 1901г. российское государство выкупило 21794 версты у 35 компаний. Стоимость выкупа можно оценить в 1931,231 млн р., к которым следует добавить 1090,3 млн р., представляющие собой сумму гарантийных долгов компаний, или 8067 млн фр.

В течение этого периода российское государство также строило новые линии как в Азии, так и в Европе; указ царя Александра III о строительстве Транссибирской магистрали датирован 17 марта 1891г. Даты открытия основных азиатских линий были следующие:

Уссурийская железная дорога    1897

Сибирская железная дорога

(Челябинск — Иркутск)    1899

Забайкальская железная дорога11

(Иркутск — граница Маньчжурии)    1901

Закаспийская (Среднеазиатская) железная дорога 1899 Ташкентская железная дорога

(Оренбург — Ташкент)    1906

Общая протяженность азиатских линий, включая ветки    10262 версты.

5. Крупные частные общества

Одновременно со строительством новых линий российское правительство предоставляло новые концессии частным обществам, а также уступало некоторые из своих линий таким компаниям с целью создания однородных с точки зрения эксплуатации сетей. Так в 1891-1895 гг. появились крупные общества, которые существуют до сих пор:

11 Сибирская и Забайкальская железные дороги представляют собой первые два участка Транссибирской магистрали; третий участок от Маньчжурии до Владивостока образован Китайско-Восточной железной дорогой, которая связана с Владивостоком ответвлением Уссурийской железной дороги. Этот третий участок был открыт для эксплуатации в 1903 г. Расстояние между станциями, считая от Москвы, следующие: