Экономическое преобразование России-стр.111

В течение всего этого 10-летнего периода не было создано ни одной новой компании; государство уступало некоторые линии частным предпринимателям, но речь шла только об уже существующих компаниях.

Напротив, с 1881 по 1891г. государство выкупило у частных компаний 15 линий общей протяженностью 6480 верст; первыми выкупленными линиями стали Харьков — Николаев в 1881г. и Тамбов — Саратов в 1882 г.; выкупы начали практиковаться особенно часто с 1887 г. и прекратились только в 1901 году.

Некоторые линии были выкуплены с целью сосредоточить в руках государства наиболее важные магистрали; другие — потому что давали очень благоприятные результаты и поскольку государству было выгодно использовать право выкупа в самом начале периода, предусмотренного уставом; некоторые, наконец, потому что являлись убыточными и акционеры не были заинтересованы в улучшении эксплуатации и снижении расходов, в то время как вмешательство государства позволило бы этого добиться. Государство осуществляло выкуп либо по взаимной договоренности, либо пользуясь оговорками в уставах или буквой технических требований.

***

Равным образом в течение этого периода была предпринята унификация тарифов: в 1889 г. правительство издало закон, в силу которого ни один тариф не мог быть утвержден без одобрения соответствующих административных органов при министерстве финансов; благодаря работе этих служб удалось создать и в 1893 г. ввести в действие общий тариф для грузоперевозок, а в 1894 г. единый пассажирский тариф. Все тарифы дифференцированы, т.е. их величина обратно пропорциональна расстоянию, и они существенно ниже тех, что существуют ныне во Франции и в крупнейших западноевропейских государствах. Но необходимо добавить, что перевозка пасса жиров и товаров осуществляется гораздо медленнее, чем, например, во Франции.