Экономическое преобразование России-стр.110

В марте 1865 г. линия Рязань — Козлов была уступлена г-ну Дервизу; поскольку уставный капитал, на треть обеспеченный выпуском акций и на две трети выпуском пятипроцентных облигаций с выплатой в марках, был размещен большей частью в Германии, линия быстро была введена в эксплуатацию.

Новая формула ускорила строительство железных дорог. Вскоре, чтобы облегчить выпуск облигаций компаний, государство обязалось при предоставлении каждой концессии принимать облигации заинтересованных компаний по твердому курсу (70-75% от номинала) и предоставлять капиталы по мере потребности; выполняя эти обязательства, государство впоследствии выпускало так называемые «консолидированные» облигации, которые обращались гораздо легче.

Таким образом, с 1871 по 1884 г. российское государство разместило 5-, 4,5-, и 4-процентных консолидированных облигаций на сумму 89 млн ф. ст. (2250 млн фр. или 843 млн р.). Акции компаний, созданных после 1865 г., как правило, не имели никакой гарантии, но начиная с 1871 г. государство предоставляло им в некоторых случаях временную гарантию на 15 лет.

Благодаря этим финансовым мероприятиям в 1867-1879гг. в эксплуатацию было введено 16359 верст железных дорог государственного значения. Таким образом, в течение 12-летнего периода ежегодно вводилось в эксплуатацию 1363 версты против всего 287 за предыдущие 1855-1867 годы.

4. Период 1881-1913 гг.

В 1881г. государством было предпринято строительство Криворожской линии (Екатеринославская железная дорога); так начался период строительства и эксплуатации железных дорог самим государством.

К началу года 93 % железнодорожной сети находилось в частном владении и лишь 7% в казенном ведении. В 1890г. благодаря казенной постройке железных дорог и выкупу частных, о чем я буду говорить далее, доля государства составляла уже 29%, а частных компаний — 71 %.