Экономическое преобразование России-стр.109

ших одобрение Особой высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Наконец, я упомянул бы, что Комиссия под председательством инженер-генерала Петрова разработала целую программу расширения железнодорожной сети, предусматривающую строительство, ни более, ни менее, 27 500 верст новых линий в пятилетний срок.

3. Период 1857-1881 гг.

После двух крупных магистралей Санкт-Петербург — Москва и Варшава — Вена принялись за строительство линии Санкт-Пе-тербург — Варшава (1851); оно было предпринято государством, но, поскольку работы прервала Крымская война, завершение этой линии и строительство линии Москва — Нижний Новгород (в сумме 1600 верст) было переуступлено в 1857 г. Главному обществу российских железных дорог, учрежденному с уставным капиталом 250 млн р. группой российских и французских капиталистов под руководством «Креди мобилье»10. Это была первая крупная концессия, предоставленная частной компании.

В дальнейшем российское правительство достаточно часто предоставляло концессии; как правило, государство давало гарантии ежегодной пятипроцентной прибыли; компании, чтобы обеспечить себе необходимый капитал, почти исключительно выпускали акции. Гарантия вступала в действие только после открытия каждой линии; более того, она могла быть недостаточной, если расходы на строительство превосходили первоначальный капитал. Таким образом, большинство компаний испытывали серьезные трудности с размещением своих акций; некоторые из них не могли выполнить своих обязательств. К тому же предыдущая таблица показывает, что до 1865 г. развитие железнодорожной сети шло крайне медленно.