Экономическое преобразование России-стр.107

До Крымской войны линии строились и эксплуатировались государством, но с 1857 по 1881г. государство практически не принимает участия в строительстве; им почти исключительно занимаются частные компании, которым государство оказывает поддержку в виде гарантий прибыли и выпуска облигаций. Напротив, с 1881 по 1891г. государство отказалось от практики льгот частной промышленности; оно не только само занялось строительством большей части новых дорог, но и выкупило 6480 верст, находящихся в частном владении. С 1891г. государство продолжает выкупать железнодорожную сеть; оно занимается строительством новых дорог, но его деятельность практически полностью сосредоточена в Азии. Что касается европейских линий, государство инициирует создание новых крупных компаний, в ведение которых передаются старые линии и строительство новых.

Наконец, последние несколько лет растет количество концессий, передаваемых крупным обществам, о которых мы только что говорили, т.е. новым компаниям. Правительство, как кажется, стремится ограничить количество линий, строящихся напрямую государством.

♦♦♦

Прежде чем приводить детали по каждому из этих периодов, я проиллюстрирую последовательное развитие сети дорог государственного значения. Что касается местных линий, колея которых по большей части равняется 0,75 м, на начало 1912 г. их общая протяженность составляла 2257 верст (табл. 4.1).

Цифры, приведенные в таблице, и нижеследующие данные взяты из превосходного труда г-на Ковалевского «Россия в конце XIX века», официальной статистики, которую передало мне российское министерство путей сообщения, и сведений, собранных мною в Санкт-Петербурге у заинтересованных лиц.