Экономическое преобразование России-стр.106

Вот почему Новгород Великий, например, оставшийся в 60 км к югу от линии, быстро потерял большую часть своего торгового и промышленного значения; позже его связали 73-километровым ответвлением со станцией Чудово, находящейся на линии Санкт-Петербург — Москва в 118 км от Санкт-Петербурга. По первоначальному проекту, Новгород находился в 150км пути от столицы, т.е. в 2 часах 12 минутах езды на экспрессе. Сейчас расстояние составляет 191 км, а время в пути — 8 часов.

Линия Санкт-Петербург — Москва общей протяженностью 610 верст, или 651км, строительство которой начали в 1843 г., была введена в эксплуатацию только 1 ноября 1851 г. Расходы на ее строительство (для двух путей) оценивались в 40-50 млн р.; в действительности они достигли, включая косвенные расходы, 131 млн р. из расчета 4 фр. за рубль.

Первоначальные результаты эксплуатации не внушали оптимизма; в 1858-1862 гг. чистый ежегодный доход в среднем едва достигал 2,1 млн р., в то время как ежегодные расходы на эксплуатацию чуть ли не превышали 7 млн р. В 1868 г. линия была уступлена Главному обществу российских железных дорог, а в 1894 г. вновь возвращена государству одновременно с другими линиями, находившимися в ведении этого общества.

Равным образом в 1842 г. правительство Царства Польского после бесплодных призывов к частной инициативе предприняло строи тельство линии от Варшавы к австрийской границе. Эту линию ввели в эксплуатацию в 1845-1848гг., затем в 1857г. уступили Венско-Варшавской железнодорожной компании. Эта компания была выкуплена государством 1 января 1912 г. Изменения, касающиеся первых линий, которые я только что перечислил, свидетельствуют о тенденциях, проявлявшихся в подходе к строительству и эксплуатации российских железных дорог.