Экономическое преобразование России-стр.105

В России с железными дорогами дело обстоит гораздо хуже, чем в Северо-Американских Соединенных Штатах. Там так же мало проезжих дорог, но, несмотря на это, на 100 км2 территории приходится 4,2 км железнодорожных путей.

2. Развитие железных дорог в России

Первой железнодорожной линией, построенной в России, стала линия, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском (25 верст), предназначенная исключительно для пассажирских перевозок и находящаяся во владении частных лиц.

В 1842 г., когда в Европе насчитывалось уже более 6 тыс. км железных дорог (из них 573 во Франции), император Николай I,

подозрительно относившийся к новшествам, тем не менее постановил указом от 1 февраля начать строительство линии Санкт-Петербург — Москва (так называемой Николаевской железной дороги) и подчеркнул, что строительство должно осуществляться за счет средств казны, «дабы удержать постоянно в руках Правительства и на пользу общую сообщение».

По этому поводу рассказывают, будто инженеры, которым было поручено разработать маршрут трассы, вдохновлявшиеся принципами инженеров Западной Европы, обнаружили, что многие крупные города находятся на некотором отдалении от прямой Санкт-Петербург — Москва. Но конкуренция росла, и царь узнал от одного из своих приближенных, что эти инженеры и сам главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями испытывают постоянное давление со стороны лиц, желающих, чтобы ветка прошла через тот или иной город.

Возможно, дело обстояло и не так, но Николай все принял за чистую монету и, когда его министр явился к нему с просьбой одобрить маршрут, взял линейку, провел на карте прямую линию между двумя столицами и сказал, глядя министру в глаза: «Веди дорогу прямо».