Экономическое преобразование России-стр.103

30 минут (40 км/ч).

Речь, разумеется, идет о скорых поездах, ибо на пассажирских продолжительность пребывания в вагоне увеличилась бы еще на 32 часа.

Если не считать предгорий Урала и Кавказа, эту огромную равнину пересекают лишь две небольшие возвышенности, по сути всего лишь холмы, между которыми берут начало Волга, Днепр и Дон.

Половина этой равнины, а именно северная, — это страна болот, озер и лесов, где обрабатываемые земли составляют меньшую часть общей территории. Южная половина богаче плодородными землями, хотя в ней достаточно песчаников, где в изобилии произрастают только пихта и береза. Но общим для обоих регионов является то, что почва здесь не каменистая, за исключением Финляндии, Урала, Кавказа и Крыма.

Железные дороги проложены только по земле и проходят через леса, пашни и степи, но в небольших оврагах, вызванных неровностями рельефа, выявляются только слои чернозема, песка или глины и никаких скальных пород.

Булыжник, который служит средством мощения главных улиц крупных городов, ввозится с большими издержками из Финляндии, с Урала или из Крыма. Все дома, даже императорские дворцы и государственные учреждения, церкви — например, московский Кремль — построены из кирпичей, и следствием этого положения вещей является то, что в России, если можно так выразиться, нет проезжих дорог.

***

Чтобы составить первое представление о трудностях внутреннего сообщения в этой огромной стране, мне будет достаточно напомнить, что, согласно статистическому ежегоднику России за 1911г., на конец 1910 г. в 50 губерниях Европейской России и в 10 губерниях русской Польши было 23862 версты9 дорог, проезжих на всем протяжении, 4994 версты дорог, мощеных на всем протяжении, и 508700 верст проселочных дорог, становящихся непроезжими в весеннюю и осеннюю распутицу.