Экономическое преобразование России-стр.101

Мы отлично знаем, что не все то, что мы поставляем, например, в Германию, потребляется в этой стране, но этим наши сведения и ограничиваются. Точно так же русской таможне известно количество зерна, ежегодно вывозимого из Одессы, и его средняя цена на момент отплытия судна. Однако судно, направляющееся в Неаполь, Геную или Ливерпуль, может изменить курс и разгрузить товар в Марселе. Одесская таможня не будет предупреждена ни о новом курсе корабля, ни о цене, по которой зерно будет продано в Марселе, в то время как французской таможне обязательно будет известно и о происхождении товара, и о его цене по прибытии во Францию.

Что касается товаров, поступающих в Россию, их происхождение всегда выясняется, и таможня, чтобы определить размер пошлин (особенно если они рассчитываются «ад валорем»), требует накладные, представляющие собой настоящие сертификаты происхождения. Таким образом, когда речь идет о том, чтобы определить с мак симально возможной точностью объемы торговых операций между двумя или несколькими государствами, благоразумнее всего пользоваться данными, которые каждое из этих государств в состоянии проконтролировать. Это не означает, что таможенная статистика той или иной страны точна лишь в отношении импорта. Цифры экспорта, рассчитываемые на основе внутренних цен, могут быть точны в целом, но по причинам, которые мы только что указали, могут иногда значительно колебаться в отношении как объема, так и стоимости товара, в зависимости от страны назначения.

Глава IV

Нынешнее состояние железных дорог в России

1. Через Россию

Площадь Европейской России, не считая Финляндию, — 5016380 км2 (в т.ч. Польши — 127320 км2), приблизительно в девять раз больше размеров континентальной Франции (536464 км2).