Экономическая информатика-стр.5

Таким образом, наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ресурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 г. конгресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями национального богатства и экономики, как численность населения, национальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характеризуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.

Появилось понятие “информационно-индустриальное общество” (заметим, что в этом понятии термин “информационное” стоит на первом месте). В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стаЛо одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество. В ориентации экспортно-импортной политики ведущих капиталистических стран четко прослеживается тенденция роста объема потребления из-за рубежа невосполнимых природных ресурсов, продукции вредных или энергоемких производств и т.п. взамен на растущий экспорт своих легко воспроизводимых ресурсов, среди которых неуклонно увеличивается доля продукции наукоемких производств, научно-технических знаний и информационных технологий. Одним из важнейших показателей научно-технической мощи становится внешнеторговый баланс профессиональных знаний. Стремительно растущий мировой рынок лицензий, специальных “комплектов знаний” о производственных процессах, различного рода консультационных услугах в административноуправленческой области, технике маркетинга и других способах коммерческой реализации непосредственно самих знаний (еще до их материального воплощения в соответствующем товаре) свидетельствует о быстром росте информационной отрасли экономики. Например, Япония, начиная с 1990 г., стала преимущественно экспортировать не изделия и машины, а новую научно-техническую информацию, информационные технологии (так называемую продукцию “know-how”, т.е. дословно “знаю, как”).