Баффетология-стр.87

Компании, обладающие потребительской монополией, благодаря высокому уровню доходов и прибылей зачастую избавлены от долгового бремени. Такие компании, как «Wrigley» (изготовитель жевательной резинки) и UST (изготовитель жевательного табака), имеют на своем балансе очень мало долгов. Это дает им большую степень свободы в плане инициации других прибыльных проектов или выкупа своих собственных акций. Такие компании довольно часто занимаются и выпуском низкотехнологичных продуктов, благодаря чему им не требуется слишком сложное и дорогостоящее производственное оборудование. Кроме того, поскольку они существуют в условиях ослабленной конкуренции, у них есть возможность использовать существующее оборудование более длительное время, не опасаясь того, что оно морально устареет. Отсутствие жесткой конкуренции избавляет эти компании от необходимости постоянно переоснащать существующие заводы и строить новые.

Компания «General Motors*, выпускающая автомобили — продукт сырьевого типа, весьма чувствительный к цене, — вынуждена тратить миллиарды долларов на обновление производственных мощностей и строительство новых заводов только ради того, чтобы выпустить на рынок новую модель машины. А поскольку эта новая модель уже через несколько лет устареет и потеряет конкурентоспособность, то компании приходится почти сразу после ее выхода на рынок начинать работу над созданием новой модели, т.е. опять переоборудовать свои заводы или строить новые.

Стоит отметить, что различные формы потребительской монополии существовали и в прежние времена.

Можно вспомнить венецианцев, которые получали огромные прибыли, имея монополию на торговлю со странами Дальнего Востока, некогда существовавшую английскую монополию на высококачественную сталь, американский Дикий Запад, где бренды «Colt» и «Winchester» были образцами качественного стрелкового оружия, знаменитые немецкие пушки фирмы «Кгирр», использовавшиеся в обеих мировых войнах. Все эти предприятия процветали благодаря тому, что потребитель видел в них истинное качество, за которое был готов платить больше.