Баффетология-стр.84

Блумберг полагал, что доброжелательность со стороны покупателей может быть связана с удобным местоположением предприятия, вежливостью служащих, своевременностью поставок и высоким качеством продуктов. Он считал также, что последовательная и впечатляющая реклама может побуждать людей, делающих покупки, иметь в виду вполне определенный продукт или торговую марку. Или же компании удается создать с помощью секретных добавок или технологических процессов своеобразный или хотя бы чуть-чуть отличающийся от других продукт. Вспомните засекреченную формулу «Coca-Cola».

Блумберг утверждал, что перечисленные факторы помогают компании получить конкурентное преимущество, проявляющееся в более высокой рентабельности капитала, в более высоких прибылях и в более быстром росте курса акций. Причем акции таких компаний будут иметь преимущество перед другими участниками рынка и в условиях экономического бума, и в условиях рецессии.

Уоррен разработал концептуальный тест, позволяющий определить наличие потребительской монополии. Проверяя компанию на наличие потребительской монополии, он задается вопросом: если бы он имел доступ к миллиардамдолларов, — а у него есть такой доступ, — и имел в своем распоряжении команду из пятидесяти лучших менеджеров страны, — у него есть такая команда, — то смог бы он создать предприятие, которое бы успешно конкурировало с компанией, которую он изучает ?

Если ответ только отрицательный, следовательно, компания, которая его интересует, защищена от конкуренции какой-то очень сильной потребительской монополией. Реальная сила потребительской монополии проверяется тем, насколько способны были бы подорвать ее конкуренты, имей они в своем распоряжении все деньги мира. Возможно ли конкурировать с «Wall Street Journal»? Потратьте миллиарды долларов, но вы не отнимете у этого журнала ни одного читателя. Можно л и создать компанию по производству жевательной резинки, способную отнять рынок у «Wrigiey»? Кое-кто пытался, но все потерпели неудачу. А как насчет шоколадных батончиков «Hershey»? И как насчет «Coca-Cola»?