Баффетология-стр.83

Классическим примером потребительской монополии может стать ее сравнение с платным мостом. Если вы хотите перебраться через реку не вплавь и не на лодке, а воспользоваться мостом, и в вашей местности есть только один, платный, мост, то вам, хотите вы того или нет, придется за проезд по мосту заплатить. Платный мост обладает своего рода монополией на то, чтобы перебраться через реку в данном месте. То же самое можно сказать о ситуации, когда в городе выпускается единственная газета. Если вы хотите поместить рекламу в газете, то вам придется платить за объявление по тем расценкам, которые требует газета, или отказаться от рекламы вовсе. Такая потребительская монополия дает владельцам моста или газеты больше свободы в установлении цен на свои услуги, а это означает, что акционеры получают больше доходов.

Какже выявить предприятие, обладающее потребительской монополией? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой главе. Она о toms «что любит покупать Уоррен». А любит он покупать компании, создающие продукты и услуги, обладающие свойством потребительской монополии.

УОРРЕН ИЩЕТ КОМПАНИИ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ МОНОПОЛИЕЙ

Начнем с небольшой экскурсии в не столь отдаленное прошлое и узнаем, что было известно об инвестиционной ценности потребительской монополии в первой половине XX в.

В 1938 г. один предприимчивый студент Университета Джонса Хопкинса по имени Лоренс Блумберг в рамках подготовки докторской диссертации опубликовал статью об инвестиционной ценности потребительской монополии. В статье, озаглавленной «Инвестиционная ценность доброжелательности» (Lawrence N. Bloomberg, «The Investment Value of Goodwill»), сравнивались инвестиционные достоинства компаний, обладающих потребительской монополией, и компаний сырьевого типа. Блумберг считал, что доброжелательное отношение покупателей порождает потребительскую монополию, — так ее именует Уоррен. Блумберг утверждал, что хотя доброжелательность и является со стоянием ума, но она применима и к компании, обладающей определенными качествами, которые кажутся покупателям особо привлекательными, и у них вырабатывается привязанность к компании и продуктам, продаваемым ею.