Баффетология-стр.81

■*" Недоверие покупателей к торговой марке. Если торговая марка купленного вами товара ничего для вас не значит, вы можете держать пари, что имеете дело с бизнесом сырьевого типа.

* Большое число конкурентов. Пойдите в любой магазин автозапчастей, и вы найдете там семь или восемь марок масла, причем все они продаются примерно по одной цене. Избыток производителей порождает сильную конкуренцию. Конкуренция заставляет снижать цены. Снижение цен снижает рентабельность продаж. А низкая рентабельность продаж означает низкие доходы акционеров.

•    Существование в отрасли избытка производственных мощностей. В условиях существования избытка производственных мощностей повышение спроса не приведет к существенному увеличению прибыли, если только это повышение не окажется настолько высоким, что избыточных мощностей окажется недостаточно. Тогда, и только тогда цены начнут расти. Но когда цены растут, у менеджеров появляются неуместные амбиции. Они начинают подумывать о создании крупных промышленных империй. Купаясь в деньгах акционеров, пролившихся на них золотым дождем вследствие роста спроса и цен, менеджеры начинают строить воздушные замки. Они расширяют производство, в результате чего растет и избыток производственных мощностей.

Проблема усугубляется тем, что такие же амбиции появляются и у конкурентов. В скором времени все они расширяют производство, и рынок возвращается к ситуации избыточных производственных мощностей, которая становится причиной ценовых войн. А они, в свою очередь, ведут к снижению рентабельности продаж и прибылей. И все начинается сначала.

♦    Неустойчивые прибыли. Очень верный признак того, что вы имеете дело с компанией сырьевого типа, — это огромный разброс прибылей из года в год. Анализ прибылей компании в расчете на одну акцию в течение последних семи—десяти лет обычно позволяет выявить такие колебания. А они почти всегда свойственны компаниям сырьевого типа.