Баффетология-стр.79

С инвестиционной точки зрения из двух уорренов-ских моделей бизнеса предприятия сырьевого типа имеют наименьшие шансы для роста вложенных акционе ром капиталов. Во-первых, прибыли этих компаний очень малы из-за ценовой конкуренции, вследствие чего компания попросту не имеет денег для расширения бизнеса или инициации новых и более прибыльных предприятий. Во-вторых, даже если компании удается накопить какие-то деньги, то этот капитал обычно расходуется на совершенствование существующего производства для сохранения конкурентоспособности.

Иногда компании сырьевого типа пытаются выделиться из среды конкурентов, бомбардируя потребителей рекламой, чтобы заставить их поверить, что их продукция лучше продукции конкурентов. Иногда отдельным компаниям за счет усовершенствований действительно удается предложить покупателям товары и услуги, превосходящие по качеству или характеристикам продукцию конкурентов. Проблема в том, что каким бы хорошим ни был продукт массового потребления, если покупатель в выборе покупки ориентируется только на цену, победителем всегда оказывается компания, имеющая самую низкую себестоимость продукции, а остальные прозябают.

Примером неудовлетворительности бизнеса сырьевого типа с инвестиционной точки зрения Уоррен считает компанию «Burlington Industries», производящую текстильные изделия массового спроса.

В 1964 г. «Burlington Industries» имела объем сбыта на уровне 1,2 миллиарда долларов, а акции ее стоили в районе 30 долларов. Между 1964 и 1985 гг. компания затратила около 3 миллиардов капиталовложений — около ] 00 долларов в расчете на акцию — на усовершенствования, призванные сделать производство более эффективным и прибыльным. Основная часть расходов была направлена на снижение себестоимости и увеличение объемов производства. И даже несмотря на то, что в 1985 г. объем выручки компании в денежном выражении достиг 2,8 миллиарда долларов, это были инфляционные доллары, а реальный объем производства сократился. Рентабельность продукции и капитала оказалась ниже, чем в 1964 г. Акции компании в 1985 г. продавались по 34 доллара, т. е. выросли по сравнению с 1964 г. весьма незначительно. Более чем скромная отдача для акционеров за двадцать один год операций даже после того, как были потрачены 3 миллиарда денег акционеров.