Баффетология-стр.78

Сценарий обычно такой: компания «А* вносит улучшения в производственный процесс, в результате чего снижается себестоимость продукции и увеличивается маржа прибыли*. После этого компания «А» снижает

Фр. maige — в торговой, биржевой и банковской практике разница между ценами товаров (покупной и продажной), курсами ценных бумаг (на день заключения и день исполнения сделки или между ценой покупателя и ценр(, продавца) и другими показателями. Маржа прибыли соответствует привычному понятию рентабельности, исчисленной по отношению к стоимости продукции или капиталу. Синоним — норма прибыли. — Прим. перев.

цены на свою продукцию, пытаясь отнять часть рынка укомпанпй-конкурентов.

Компании-конкуренты начинают терять покупателей и, стремясь остановить эту тенденцию, тоже вносят в свои технологические процессы те же самые усовершенствования, что и компания «А». Затем они снижают свои цены, чтобы иметь возможность конкурировать с компанией «А», в результате чего она теряет всякое преимущество и ей приходится отказаться оттех дополнительных прибылей, которые были достигнуты за счет снижения издержек. Порочный круг замыкается.

Бывают ситуации, когда спрос на некие продукты и услуги превышает предложение. Когда на Флориду обрушился ураган Эндрю, уничтоживший тысячи домов, цены на фанеру взлетели до небес. В таких ситуациях производители и продавцы получают немалые барыши. Но повышенный спрос, как правило, очень быстро уравновешивается увеличением предложений. А когда спрос ослабевает, избыточные предложения снова тянут цены и прибыли вниз.

Кроме того, прибыльность работы бизнеса сырьевого типа всецело зависит от качества и расторопности менеджмента. Если руководителям предприятия недостает дальновидности или они нерасчетливо расходуют Драгоценные ресурсы компании на не приносящие отдачи проекты, предприятие может потерять все преимущества, достигнутые за счет снижения себестоимости продукции, и оказаться перед перспективой атаки со стороны конкурентов и финансового краха.