Баффетология-стр.77

ПРЕДПРИЯТИЯ СЫРЬЕВОГО ТИПА

Под предприятием сырьевого типа мы понимаем бизнес, торгующий продукцией, при покупке которой главным мотивирующим фактором для покупателя является цена. Самые простые и очевидные предприятия такого типа — это компании, продающие сырье, полуфабрикаты и продукцию массового спроса:

•    производители текстильной продукции;

•    производители пищевого сырья и полуфабрикатов, например кукурузы или риса;

•    сталелитейные компании;

> нефтяные и газовые компании;

4- деревоперерабатывающие предприятия;

4- производители бумаги.

Все эти компании торгуют продукцией, которая в избытке имеется на рынке, и потому между ними идет жесточайшая конкуренция. И когда потребитель принимает решение, у кого ему купить тот или иной товар, он в первую очередь ориентируется на запрашиваемую цену.

Люди покупают бензин, ориентируясь на цену, а не на бренд, как бы ни пытались нефтяные компании уверять нас, что их марка бензина самая лучшая. Решающим фактором все равно будет цена. То же самое касается цемента, досок, кирпичей, компьютерных процессоров и запоминающих устройств. Хотя, например, компания «Intel» пытается изменить такой порядок вещей, активно раскручивая свой бренд.

Согласитесь, ведь никого не волнует происхождение кукурузы, которую мы покупаем в магазине. Для нас важно, чтобы это была кукуруза и у нее был вкус кукурузы. Жестокая конкуренция на рынке таких товаров приводит к снижению до крайнего предела прибылей компаний-производителей.

На рынке взаимозаменяемых товаров победу одерживает тот, кто достигает наименьшей себестоимости продукции. Это связано с тем, что при наименьшей себестоимости появляется наибольшая свобода ценообразования. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль. Из этой простой истины вытекают очень сложные последствия, поскольку требование снижения себестоимости заставляет компании постоянно совершенствовать производственные процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными. А это, в свою очередь, требует дополнительных затрат капитала, съедающих любую нераспределенную прибыль, которую можно было бы использовать для разработки новых продуктов или для приобретения новых предприятий, позволяющих увеличить внутреннюю стоимость компании.