Баффетология-стр.40

Если за первый год деятельности компания получает 100 долларов чистой прибыли, — это то, что остается от прибыли после уплаты корпоративного налога, — то, поскольку в обращении находятся сто акций, прибыль на акцию составит 1 доллар. (Прибыль на акцию вычисляется путем деления чистой прибыли корпорации на количество выпущенных в обращение акций.)

Когда «Хлебопекарной компании Кейти» нужны дополнительные деньги для увеличения основного капитала, то она может продать дополнительный выпуск акций или взять деньги взаймы. Если она продает новые акции, то происходит «разжижение» долевой собственности. Например, вы продадите дополнительно пятьдесят акций. Следовательно, в обращении будет уже 150 акций, и ваши первоначальные пятьдесят акций будут составлять уже не половину, а только треть права собственности на компанию. Для вас, как для владелицы компании, это не очень хорошо. Поэтому на очередном заседании правления вы сообщаете генеральному директору Джанет Суитбредс, что она должна найти дополнительные средства не путем эмиссии новых акций, а путем продажи облигаций.

Облигация — это обязательство. Обязательство заплатить. Когда вы обращаетесь в банк за кредитом, то фактически продаете ему свою облигацию. Вы передаете банку бумагу, в которой сказано, что вы взяли в долг X долларов и обещаете вернуть этот долг в полном объеме плюс проценты. Взяв у вас деньги взаймы, банк выдает вам депозитный сертификат, который, по сути, является той же облигацией, обязательством вернуть вам ваши деньги в оговоренный срок плюс оговоренные проценты.

Крупные компании типа «General Motors» берут деньги не только у банков, но и у обычных граждан, выпуская в обращение корпоративные облигации. Руководство GM обращается, например, в инвестиционный банк «Merrill Lynch» и говорит, что им нужно 200 миллионов долларов. Сумма немаленькая. Банк «Merrill Lynch», имеющий тысячи брокеров по всей стране, поручает этим брокерам продать облигаций GM на сумму 200 миллионов долларов. За свои услуги «Merrill Lynch» берет вознаграждение. Однако отношения кредитор—заемщику GM возникают не с банком, а с непосредственными покупателями облигаций.