Баффетология-стр.134

Несколько иная неприятность случилась в середине 1960-х гг. с «American Express». Коммерсант Энтони де Анджелис получил у нескольких кредиторов заем на сумму около 60 миллионов долларов, предоставив в качестве залога запасы масла для заправки салатов. Компании «American Express» было поручено проверить существование этого залога, а она передоверила эту проверку своему филиалу. Когда де Анджелис заявил о своей неспособности рассчитаться по кредиту, кредиторы решили продать с торгов оставленное в залог маело. Но каково было их изумление, когда оказалось, что никакого залога в природе не существует. Поскольку ранее компания «American Express» выступила гарантом существования несуществующего масла, кредиторы предъявили иск ей. И компании «American Express» пришлось выплатить требуемые 60 миллионов.

Этот убыток привел к резкому уменьшению собственного капитала компании, и Уолл-стрит отреагировал на это стремительным падением курса акций «American Express». Увидев это, Уоррен рассудил, что даже в условиях, когда компания «American Express» потеряла более половины собственного капитала, потребительские монополии, которыми она обладала — кредитные карточки и дорожные чеки, — остались при ней. Сокращение капитала не могло нанести компании какой-либо долгосрочный урон. Понимая это, Уоррен вложил в акции «American Express» 40% инвестиционного капитала товарищества «Buffett Partnership», в результате чего в руках Уоррена и его партнеров оказались примерно 5% акций «American Express», находившихся в обращении. Два года спустя рыночная стоимость акций повысилась, и Уоррен продал их, получив 20 миллионов долларов прибыли.

Проведем аналогию. Предположим, в 1993 г. вы предъявили иск компании «Coca-Cola» и суд обязал ее выплатить вам 2,2 миллиарда долларов, т. е. всю сумму чистых прибылей компании за тот год. Услышав эту новость, биржа свела бы курс акций компании на нет. Но правда заключается в том, что эта потеря никак — или почти никак — не отразилась бы на прибылях «Со-са-Со1а» в последующие годы. Потребительская монополия, которой обладает «Coca-Cola Company», осталась бы целой и невредимой. Выплатив вам 2,2 миллиарда долларов в 1993 г., компания ничего бы не потеряла. Потому что в противном случае она так или иначе выплатила бы эти деньги своим акционерам. В следующем, 1994-м, году компания «Coca-Cola» снова получила бы те же 2,2 миллиарда долларов прибылей или даже больше. А в году 1995-м уже никто и не вспомнил бы о досадном происшествии 1993 г., и котировки акций «Coca-Cola» вернулись бы на прежние позиции. Как быстро мы все забываем!