Баффетология-стр.128

Хочу предложить подумать над таким примером. Предположим, вы владеете маленькой горнолыжной станцией. Вы занимаетесь этим бизнесом уже тридцать лет, и каждый год ваши прибыли составляют около 300 тысяч долларов. Иногда бывают особенно урожайные годы, когда прибыли достигают 600 тысяч долларов. Но бывают также и неудачные годы: когда нет снега, то, соответственно, нет денег.

Вы продали бы свой бизнес в такой неудачный год по сниженной цене только потому, что именно в этом году не было снега, а потому вы и не получили дохода? Едва ли. Вы ведь знаете, что погодные катаклизмы, лишающие вас прибылей, случаются довольно редко. Как и те, которые вообще влияют на доходы года. Это самые обычные взлеты и спады, присущие любому бизнесу. И если бы вы сами оценивали свой бизнес, то обязательно приняли бы это в расчет. Согласитесь, что это разумно, не так ли?

Но если ваша горнолыжная станция является открытой акционерной компанией, фондовая биржа, нацеленная на получение краткосрочных выгод, в зависимости от получаемых вами прибылей ежегодно меняет курсовую стоимость вашего бизнеса. В особенно прибыльные годы ваш бизнес ценится высоко и, соответственно, поднимается курс акций. Но в бесснежные годы курс акций падает.

Подобное периодически происходит практически с любым бизнесом, независимо оттого, принадлежит ли он к компании сырьевого типа или обладает потребительской монополией. Доходы телевидения и прессы зависят от рекламодателей. Однако тарифы на рекламу и доходы от нее колеблются в соответствии с общим экономическим положением. Если экономика переживает спад, то доходы от рекламы снижаются и средства массовой информации зарабатывают меньше. Видя это снижение прибылей, фондовый рынок туг же реагирует снижением курса акций газетных и телевизионных компаний.