Баффетология-стр.105

Итак, для компании сырьевого типа весьма типична ситуация, при которой производственные расходы в результате инфляции растут, но из-за конкуренции цены на свою продукцию она вынуждена снижать.

Для Уоррена преуспевающим бизнесом является такой, который благодаря наличию потребительской монополии имеет возможность повышать цены на свои товары нейтрализуя действие инфляции и избежав при этом сокращения спроса на свою продукцию. В результате компания продолжает получать значительные прибыли, как бы ни бушевала инфляция.

9

ПОВЫШАЕТ ЛИ НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ

ПРИБЫЛЬ РЫНОЧНУЮ стоимость

_КОМПАНИИ?_

На закате своей жизни Грэм высказывал идею о том, что фондовый рынок состоит из двух компонентов. Одна часть рынка ориентирована на долгосрочные инвестиции, которые дают рыночному курсу акций время отреагировать на их растущую внутреннюю стоимость. Другой компонент подобен казино: люди делают ставки на краткосрочные колебания курса. Грэм считал, что в общем-то на бирже доминирует компонент казино: индивидуал ьные инвесторы и организации занимаются спекуляциями, пытаясь предугадать, как отразится на стоимости ценных бумаг поступающая изо дня вдень информация.

Грэм считал, что именно наличие этих спекулянтов дает шанс терпеливому и нвестору извлечь максимум пользы из своих знаний и навыков. Пока в казино правят бал страх и жадность, у инвестора, нацеленного на дальнюю перспективу, не будет недостатка в возможностях приобрести компании дешевле их действительной стоимости.

Уоррен придерживается той же теории, дополняя ее одним важным условием. Он считает, что рыночный курс акций компании в перспективе обязательно повысится лишь в том случае, если собственный капитал компании непрерывно наращивается за счет разумного реинвестирования прибылей. Прекрасным примером этого является его собственная компания «Berkshire Hathaway», которая в 1981 г. имела собственный капитал в размере 527 долларов на акцию. Акции ее котировались в районе 525 долларов. Шестнадцать лет спустя, в 1997 г., собственный капитал компании достиг примерно 20 тысяч долларов в расчете на одну акцию, а акции выросли в цене до 45 тысяч долларов. Уоррен увеличил стоимость компании, направляя нераспределенную прибыль на покупку целиком или частями компаний со стабильно прочным экономическим положением. Вместе с увеличением собственного капитала компании росла и сумма, в которую компанию оценивал фондовый рынок. Это и отразилось на курсе акций.