Баффетология-стр.104

3

ИМЕЕТ ЛИ КОМПАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ,

_НЕЙТРАЛИЗУЯ ИНФЛЯЦИЮ?_

Инфляция вызывает рост цен. Однако компании сырьевого типа сталкиваются с проблемой, когда при увеличении затрат на заработную плату и сырье в условиях перепроизводства они вынуждены снижать цены на готовую продукцию, чтобы стимулировать спрос. В такой ситуации может получиться так, что себестоимость то варов становится выше уровня цен на эти товары, который сложился на рынке. В результате компании терпят убытки. Обычно это приводит к тому, что компания сокращает производство, пока спрос не сравняется с . предложением. Но для этого требуется время. Законы спроса и предложения возьмут свое, но не в одночасье. Пока же это случится, убытки накапливаются и жизнеспособность компании уменьшается. С этой проблемой, например, постоянно сталкиваются скотоводы. Цены на живой скот падают, а стоимость кормов, трудовых ресурсов, затрат на топливо, страхование, ветеринарные услуги и пользование пастбищами растет. Стоит ошибиться в прогнозе цен на скот на следующую осень, и фермер может оказаться перед угрозой банкротства.

Подобное положение периодически возникает на рынке авиаперевозок. Авиакомпании вынуждены нести весьма значительные постоянные издержки. Самолеты, топливо, объединенные в профсоюзы пилоты, механики, стюардессы, аэродромный персонал — все это стоит больших денег. А в условиях инфляции эти расходы только растут. С другой стороны, имеет место ценовая война, и авиаперевозчики, чтобы выдержать конкуренцию, вынуждены снижать цены на билеты. Хотите лететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес? За вас как пассажира, расталкивая друг друга локтями, соперничает полдюжины или даже больше авиакомпаний. Если одна из компаний существенно снижает цены, теряют от этого все. В 1960-е гг. перелет из Омахи в Париж стоил более тысячи долларов. Когда же мне недавно понадобилось лететь в Париж, я заплатила за билет всего 500 долларов. Хотя расходы на самолеты, топливо, пилотов, обслуживающий персонал и эту ужасную еду, которой пас сажиров кормят в полете, за последние тридцать лет выросли вчетверо, но билеты благодаря ценовой войне стали дешевле. Правда, авиакомпания, продавшая мне мой билет, богаче от этого не стала. Теперь вы понимаете, почему очень многие авиакомпании уходят с рынка.