Азбука валютного дилинга-стр.93

•    правительство обладает достаточными правами и безграничными возможностями финансировать бюджетный дефицит;

•    внутренний государственный долг для сильной экономики не очень обременителен.

При таком подходе нужно отдавать себе отчет, что даже для процветающей экономики существует критический уровень бюджетного дефицита, при котором данная схема перестает работать.

Государственный долг — сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Этот долг может быть внешний и внутренний.

Внешний долг — долг иностранным государствам и организациям. Обычно зарубежный кредитор ставит определенные и жесткие условия при выдаче кредита, а в счет его погашения требуется отдавать ценные товары и услуги. Это наиболее обременительный долг для экономики страны. Кроме того, он снижает международный авторитет государства.

Внутренний долг — долг государства своему населению. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны, так как наибольшее количество государственных обязательств сосредоточено в руках наиболее состоятельной части населения, а погашаются эти обязательства за счет всего населения. Этот долг, как правило, можно компенсировать только повышением налогов, что снижает экономические стимулы развития производства. Психологически внутренний долг усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне.

4.2.6.9. Способы государственного регулирования

Современные методы государственного регулирования основаны на мягких способах воздействия на экономику. В сферу такого регулирования входят: создание правовой базы предпринимательства, антимонопольное регулирование, проведение фискальной и денежной политики, регулирование внешнеэкономической деятельности и т.п. Степень влияния государства на экономику может сильно различаться: от командной экономики до полностью либерализованной. Мы будем рассматривать только цивилизованные методы экономического регулирования.