Азбука валютного дилинга-стр.92

Попытка государства поддерживать сбалансированный бюджет, когда расходы в точности равны доходам, приводит к большим сложностям. Например, если увеличивается безработица, то уменьшаются налоговые поступления. Чтобы в этой ситуации сбалансировать бюджет, мы должны повысить налоги и снизить государственные расходы, что только уменьшит совокупный спрос, ПОЭТОМУ рост ВНП еще больше замедлится и увеличится безработица. Или, если растет инфляция, то рост денежных доходов увеличивает налоговые поступления, для сбалансирования доходов и расходов бюджета мы должны снизить ставки налогов или увеличить государственные расходы, что будет только стимулировать инфляцию. Таким обратом, непрерывно поддерживать сбалансированный бюджет практически невозможно.

Второй подход к регулированию государственного бюджета исходит из необходимости балансировать последний за определенный длительный промежуток времени, а не за каждый год. Действительно, при экономическом спаде мы снижаем налоги и увеличиваем государственные расходы, это создает дефицит бюджета. Последующий подъем экономики позволяет повысить налоги и сократить государственные расходы, что дает возможность компенсировать дефицит предыдущего периода. То есть мы пытаемся циклически осуществлять колебания около равновесной точки. Сложность этого подхода состоит в том, что весьма трудно точно уравнять положительные и отрицательные отклонения бюджета.

Третий подход принципиально отличается от первых двух и заключается в том, что цель фискальной политики состоит в обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом:

•    по мере экономического роста налоговые поступления возрастают, что автоматически приводит к ликвидации дефицита бюджета;