Азбука валютного дилинга-стр.126

6.1.4. Цена

Существует важный вопрос, который возникает после прочтения постулатов технического анализа: что такое цена. В основе этого анализа лежит изучение цен, но редко определяется и обсуждается понятие цены. Как мы уже выясняли, цена — это не объективная стоимость чего-то, определенная с помощью идеальных, ничем не ограниченных спроса и предложения. С нашей точки зрения, цена — это результат предпочтений участников рынка. Часто она не имеет под собой объективной основы и либо завышена, либо занижена. Поэтому мы рассматриваем технический анализ как возможность исследовать не столько изменение цен, сколько предпочтения и ожидания рынка посредством изучения того, что называется ценой. То есть такой анализ можно рассматривать как попытку произвести социометрический замер массовой психологии участников рынка. Например, именно изучение массовой психологии лежит в основе волновой теории Эллиота.

С другой стороны, чем бы ни определялась предсказательная сила технического анализа, важно, что он помогает при прогнозировании и достаточно эффективно работает. Все наши предварительные рассуждения и скептицизм по отношению к нему служат одной цели — предохранить вас от фанатизма по отношению к этому анализу и подчеркнуть необходимость использовать все возможные способы анализа рынка, а не только технический анализ.

В заключение мы выступим в защиту технического анализа. Во-первых, он может применяться на различных финансовых рынках (ценные бумаги, товарные рынки, фондовые индексы, валютные фьючерсы), во-вторых, его можно применять к разным временным промежуткам (часам, дням, неделям и месяцам). Несмотря на такую универсальность технического анализа, следует помнить, что на различных рынках он работает по-разному и использование его носит достаточно субъективный и творческий характер. Можно сравнить изучение технического анализа с обучением будущих художников составлению и смешиванию красок, подготовки холста и т.п. При этом понятно, что это необходимое базовое образование приводит в результате к созданию не только совершенно различных картин, но и новых технических приемов смешивания красок и употребления новых материалов для основы картины. К сожалению, такое образование не может создать великого художника, поскольку для этого нужен еще и талант.