Азбука валютного дилинга-стр.10

Специфичность исследования социальных явлений состоит в том, что тот объект, который мы изучаем (человек), в процессе изучения может изменяться как под воздействием внешних условий, так и в результате принятия собственных решений, основанных на собственных умозаключениях. Размышления и решения человека, в свою очередь, непосредственно влияют и изменяют окружающую среду. В такой рефлексивной и активной среде отдельных субъективностей классическая логика не работает, поскольку не существует однозначных оценок суждений или поступков как истинных или ложных. Скорее можно говорить о допустимых пределах, в которых лежит истина или ложь.

В применении к процессу ценообразования на основе спроса и предложения отход от классической логики приводит к тому, что не существует оптимального равновесного состояния и оптимальной цены. Есть только достаточно широкий диапазон оптимальных цен (см. 2.6.). Кроме того, участники рынка воздействуют усиливающим или ослабляющим образом на изменение цен, особенно на спекулятивных финансовых рынках. Например, увеличение спроса на ту или иную валюту вызывает ее подорожание, а заметное и быстрое подорожание этой валюты привлекает к себе внимание других участников рынка, которые тоже присоединяются к данному движению, увеличивая спрос и цену. Такое лавинообразное усиление процесса, естественно, приведет к переоцененности валюты, так как быстрое и сильное движение цены по инерции «пролетит» область оптимальной цены и выйдет за ее пределы.

Рефлексивность финансовых рынков позволяет нам сделать еще один важный вывод: на функционирование рынка существенное влияние оказывает господствующая в данный момент теория. В самом деле, если большинство участников анализируют рынок на основе одной и той же теории, то они часто получают одни и те же выводы. Одинаковые решения этих участников будут воздействовать на рынок в одном и том же направлении, что приведет к значительному изменению цен именно в этом направлении. Поэтому очень трудно определить, что явилось причиной такого изменения цен. Может быть, теория верна и участники просто пошли вслед за ценой, а может быть, как раз следование этой теории и действия участников обусловили такое изменение цен. Чтобы не являлось причиной последнею, из приведенных рассуждений следует, что необходимо изучать все теории, которые способны оказывать воздействие на рынок.